нормативное-дескриптивное

В дискуссиях на разные темы - философско-богословского характера,
часто возникали у меня претыкания, и я постепенно понял причину,
правда ее нельзя устранить.
Всегда есть различия между тем "как надо" и " как есть".
Тут есть неустранимая разница, некий баланс, между
нормативами, универсальными, всеобщими, которые должны звучать.
И дескрипцией "так есть", феноменологическим описанием.
Это не чистые состояния, они взаимопроникающие, однако
в разных случаях "процентное соотношение" разное.

Мне в большей степени интересно "как оно есть",
независимо от того, "как оно должно быть".
Но для многих людей интересней " как оно должно быть",
чем "как оно есть".
Различие очень глубокое, и ничего тут не поделаешь.

а ты попрыгай

Интересно, а если верующим, которые хотят придти на Литургию,
поставят перед входом в храм полосу препятствий
( конечно ради какой-то ясной для всех необходимости),
ну там проползти, прыгнуть, метнуть гранату, они тоже начнут смиренно ее проходить?
Или для этого надо подольше держать храмы закрытыми?

открытие сезона

Я могу порадоваться за тех, кто радуется, что их наконец милостиво допустят в открытые храмы.
Ну действительно, чего же плохого?
Все встретятся, Литургия опять же, все хотят,
и вообще после болезни краски ярче и звуки слышнее.
Но очень печально будет, если и этот урок пройдет впустую для нас,
и все пойдет по-старому.
Это наиболее вероятный вариант.
Но наиболее печальный.

храм МО

Этот храм - конечно и по смыслу и по эстетике мне совсем не близок.
Но я не понимаю, почему такие удивленные возгласы у людей.
Как-будто не было истории.
Как-будто константиновская эпоха началась вчера, а не много веков назад.

днесь

Евхаристия, эти странные поминки, – это не просто какая-то "сакральная" зона, куда ныряешь, а потом выныриваешь в "профанный" мир. Учеников, участников этой Вечери узнают не по «факту крещения», не по «апостольскому преемству», не по «правильной службе». Критерий – внутренний, тихий, трудный, малодоступный, и этот же критерий одновременно и заповедь новая, и сам Новый Завет. Приходит Дух-Утешитель, но не для того, чтобы мгновенно коснуться вещества мира, а потом сразу отлететь в пренебесные выси, но чтобы помочь нам войти в «воспоминание», чтобы «напомнить» все слова-дела Христа. Из беспамятства, из ложной памяти - в Его память, чтобы открылась дверь, и мы встретились с Ним, и встретились с другими за одним столом.

страсти

Началась Страстная неделя. Протест многих православных против закрытия храмов совершенно закономерен и вызывает у меня всякое сочувствие. Ведь действительно много лет людей учили, что участие в богослужение - главный признак воцерковленности, основное выражение принадлежности к христианству. И вот, эта основная, базовая для людей реализация своей христианской идентичности оказывается заблокированной. Недовольство всех спектров неизбежно. Люди попадают просто в претыкание. Как же так? Даже вполне согласные с изоляцией сожалеют, что не могут быть в храме. Потому что все вертится вокруг храмового богослужения.
И одновременно - как все это резонирует с евангельскими темами! Христос ведь воспринимается иудеями как нарушитель традиции, как разрушитель храма, как угроза идентичности иудейского народа. Он вторгается в пространство подготовки в празднику Пасхи, он будоражит и нервирует. Страх и ненависть к нему очень понятны, потому что он несет угрозу.
Разумеется, тут не прямые параллели, но общая тема религии, человека, Бога.
Я надеюсь, что эта нынешняя ситуация подвигнет нас опять задуматься - что же такое христианство? Что же принес людям Христос?

И паки

Представим себе ситуацию, когда каждый человек превратился в своего рода СМИ, и как минимум стал их активным пользователем онлайн.
Бросим теперь в этот сосуд новую чувствительность, нарастающую инфантильность,
интересы общества потребления, затмение метафизических перспектив...далее можно добавить по вкусу в коктейль.
И получим вот такие эффекты в оффлайне.
И продолжим затем их получать.

Паки

Все эти "отработки", в данном случае - паники и мобилизации
вокруг вирусной угрозы, это замечательный тест.
Тест - на что готовы люди ради безопасности, пусть мнимой.
Камеры на каждом углу? Мало! Надо на каждой кухне.
Измерять температуру? Мало! Просвечивать каждого насквозь.
Сделать мир прозрачным-прозрачным, чтобы никакая зараза там не спряталась.
Сделать мир стерильным -стерильным, чтобы никакой токсичности не осталось.
А еще лучше - пластмассовым, чтобы не жить и не умирать.