Это не про вирус. Это про цену свободы и смысл жизни.

Впечатляет, на что люди готовы ради сомнительной безопасности от сомнительной угрозы.
Где все эти свободы, конституции, права, за которые боролись сотни и тысячи лет, ради которых страдали и погибали?
Какие-то клерки что-то распорядились, и все, финита.
Раздутый интернетом вирус гриппа - и все полетело кверх тормашками.
В чем-то это похоже на историю с "семейным насилием".
Та же однозначность, то же стремление ради безопасности, которая должна быть 100% обеспечена,
пойти на какие угодно меры, какое угодно вмешательство в частную жизнь.
Карантин, закрытие границ, прекращение сообщений - и стерильность, стерильность, стерильность.
Люди, они такие неудобные, такие заразные, такие трудные, такие созависимые.
Лучше их держать подальше друг от друга, и чтобы все по углам сидели,
и только в онлайне безопасно общались.
И не будет тогда ни заразы, ни насилия, ни детей...
Все будет безопасно и стерильно.
А кто что-то против вякнет - тот враг само собой.
У людей новые боги - безопасность, автономность, комфорт, причем любой ценой.

Психояз

Впору составлять словарь "психояза".
Популярные психологические термины, с помощью которых обрисовывается некоторая новая реальность самосознания и самоописания.
Абьюз, агрессия, буллинг, газлайтинг, депрессия, нарцисс, насилие, мизогиния, обесценивание, сексизм, созависимость, ресурс, токсичность и т.д.
Каждое слово не слово, а топор или пулемет.
Прямо война всех против всех.
Не тексты с комменатриями, а Курукшетра.
Какое-то ядреное сочетание рекламы, моды, идеологии, психологии, психотерапии и философии своего рода.
Обещает прозрение и спасительную ясность.
Поражает организм не хуже вируса.
И есть ли против этого вакцина?

(no subject)

Дорогие зде жживущие,
Поздравляю с Рождеством, с Новым годом.
Может быть в будущем году буду чаще здесь появляться.
Всем желаю здоровья, мира, радости, творчества.

Михаил

Вот и здесь напишу.

Я против насилия в семье.
Я против закона о семейном насилии.
Почти все аргументы уже высказаны.
Поэтому повторюсь:
- Крайне опасное вмешательство государства в семью
- Нарушение презумпции невиновности
- Весь закон опирается на совершенно непроясненное понятие семейно-бытового насилия
- Огромная власть вмешиваться в семью треьтим лицам и просто посторонним
- Множественное нарушение прав человека, подозреваемого в насилии
- Авторы закона не знают семейной психологии и не понимают, что такое семейные кризисы и семейные конфликты
- Опасная бессмыслица закона, направленного в области вне уголовных и административных нарушений
- Очень стремная попытка защиты от насилия путем разрушения семейной системы
- В конечно счете все отдается на усмотрение участкового на месте

Психотерапия и "реальная жизнь".

Фрейд в своей работе "Недовольство культурой", довольно мутной и размытой,
повторяет Шопенгауэра, дополняя его :
жизнь , говорит он, полна страданий, и вот, чтобы справиться с такой жизнью,
люди себе придумывают особые средства:
аскетизм, искусство, наркотики.
Психоанализ, по-видимому, должен стать четвертым способом пережить жизнь...

И вот, постоянно приходится слышать, что есть какое-то сособое
"психотерапевтическое пространство" - и- "реальная жизнь".
Видимо, тут наследуется это разделение, разделение на жизнь и способы справиться с жизнью.
Разделение понятное, но глубоко искусственное,
поскольку все это, и аскетизм(религия), и искусство(творчество),
и наркотики (и подобные им средства), и психотерапия - все это внутри жизни,
все это формы той же жизни, пусть и специфичные формы,
такие жизненные способы отстранения от жизни.

Осень

Самое любимое время года у меня.
Так красиво!
Так печально!
Прямо как у нас в жизни, где все пропитано временем,
а время - субстанция жалости.

Кризис перевала

Готовлю очередной курс нашей онлайн-школы.
Он будет посвящен кризису среднего возраста.
Это кризис людей 40 плюс минус ( но шире - от 30 до 60).
Самые частые симптомы - ощущение исчерпанности, потолка, потеря смысла, разочарование во всем, тревога, страх.
Одни переживают очень остро, другие почти не замечают.
Мне кажется, что для многих это будет интересная и важная тема.
Буду признателен, если вы напишите свои соображения в любой форме. Для затравки - несколько вопросов в тему:
1. Знаете ли Вы, что это за кризис такой?
2. Если да, то какие симптомы кризиса Вам известны?
3. Считате ли Вы, что это чисто личная, персональная история, или есть и семейный кризис среднего возраста?
4. В чем отличие между "мужским" и "женским" вариантом кризиса? Или нет существенных различий?
5. Какие пути Вы выбирали, как Вы проходили или проходите через этот кризис?

безмятежное житие

Эта идея очень распространена нынче: "все чиновники жулики, все воруют, но трогать ничего нельзя,
потому что будет страшный бунт, а потом придет новая смена молодых голодных жуликов, которые начнут грабить".
Этот массовый социальный пессемизм сложной природы:
- идущее из далекого прошлого российское понимание власти как чужеродной надстройки.
- последствия исторических травм 20 века, наша общая посттравматическая ситуация, которую никакие нефтедоллары не могут вылечить.
- Есть тут и отголосок христианского пессемизма в отношении истории.
- устойчивый интеллигентский миф : есть "они" и "мы".
- проблемы с идентичностью как результат очень быстрых перемен.
Это общее ощущение тупика, общий социальный пессемизм, разочарование, неверие в будущее - много хуже дубинок омона.

наша жизнь

Литургия в подмосковном храме. По разным признакам видно, что священник хороший,
не формалист, людей привлекает, служит усердно. Литургия, потом сразу молебен,
потом перед крестом проповедь. Говорит с душой, с чувством, увлеченно.
Но что именно говорит?
Все смешалось в проповеди: и ничтожные неоязычники, и великий князь Владимир,
и 300 тысяч на крестном ходе в Киеве "наших", и жалкие кучки раскольников,
и наше благочестие, и святые, и апостол Павел, и явление Серафиму Саровскому,
и 1000 лет православия, и глава государства Владимир, и 14 подводников, и гомосексуалисты, и Христос.

Может быть я не уловил основной мысли, может ее и не было,
но основной рефрен чувствовался - "сила", "величие", "мощь".
Цитата : "Какие там меньшинства...сила нашего благочестия сметет их всех с лица земли".
Что же. Мы с этим хорошим священников явно по-разному мыслим о христианстве.
И хотя Писания читали аж 3 чтения апостольских, 3 евангельских, да еще и на молебне одно,
но вот как-то обошлись без Евангелия.
"Не знаете какого вы духа".

папа

Евангелие от Иоанна (прошедшего воскресенья).
Имя - "Отец".
Кто это?
Как много разного люди подразумевали и подразумевают под этим именем.
А сейчас у нас в культуре , в этом гендерном алхимическом котле,
в этом взрыве концепта "семьи" - тем более.
Евангельский отец из причти о блудном сыне -
он вовсе не суровый римский владыка жизни своих домашних, а скорее такой "шведский папа".
И в основной молитве мы говорим - "Отец".
Ну, а по нашему - "папа", "папочка".
Это безумие конечно, бытовое, богослужебное безумие.
Конечно, лучше спрятаться за архаику "Отче",
ведь как Творца Вселенной звать всерьез - " папочка"!
Как это? Как это?
Как бежит к тебе трехлетний ребенок и издалека кричит - "паааааапааааааа"! "пааааааап"!
Я не знаю, но он знает - как это.