Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Долги временные и вечные.

Многим людям хорошо известна финансовая ситуация зависшего и давящего долга,
который надо погасить, но никак не получается.
Хронические долги - даже для существа легкомысленного,
может оказаться серьезным психологическим фактором, подталкивающим к депрессии.
Люди стараются отдать долги и не быть больше никому должными.
И как хорошо, когда совесть чиста, и ты ничего никому не должен.
Но может быть зря? Может полезней быть в должниках?

Многие думают, что мы всегда останемся должниками у Бога.
Образ Бога, беспощадного судьи вечных должников - страшен.
Тем более, что по сути долг и вернуть нельзя.
Что ни вздохнешь, то согрешишь + первородный грех.
Дотянуть бы до конца - с надеждой, что все долги спишут?

Получается, что верующие - всю жизнь живут с сознанием должника?
Всю жизнь прожить с нечистой совестью?
Но Христос уже однажды полностью отдал долг за всех.
Однако мы как-будто не знаем этого,
и живем в постоянном фоне нечистой совести,
и болеем и страдаем и умираем, хотя наш долг прощен.

"быть в отношениях"

Попалось несколько текстов и комментариев,
где речь идет про отношения с Богом.
И все так просто, все так запросто,
как-будто Бог - это прохожий на улице,
к которому можно подойти спросить который час.

И на все вопросы и проблемы - простой ответ:
"ааааа...так у него отношений с Богом не было,
этих самых, личных отношений, не было, ну вот и результат".

O santa simplicia!

праздничное

Когда я был сильно моложе,
когда реки были глубже и малина вкуснее,
когда я был неофитом-неофитом,
то на Пасху горел огнем и летал на 5 см. от земли.
И дивился тогда на клириков и прочих церковников -
что они такие скучные? что какие-то притухшие?,
ведь праздников-праздник, торжество из торжеств!
Иные даже вроде и стараются улыбаться/радоваться,
но все равно, как-то вяло и без вдохновения.
Как же так - в середине фонтана благодати живут,
а глаза прохладные и лица полуживые?

Прошло много лет.
И я много понял.
И сам потускнел.

Но Христос воскрес,
и открыл нам дверь.

(no subject)

Молиться нужно конечно обо всех погибших.
И мы молились в храме.

Но теодиция никакая невозможна.

Но насколько эти молитвы из панихиды сосредоточены на умерших,
а мне все больше кажется, что в основном нужны молитвы об оставшихся.

хрупкая твердость

Приходится наблюдать один и тот же процесс -
верующий человек, усомнившись в одном элементе вероучения,
обнаруживает, что вся конструкция, еще недавно такая прочная,
начинает разваливаться на куски, вплоть до полного обрушения.
Это заставляет других еще яростнее выкрикивать: "Ни шагу назад".
А иных подвигает к заныриванию в мистические глубины.
Кто то просто замирает в растерянности.
Жизнь прожить, не поле перейти.

Знать как "отченаш".

Дело тут не столько в смыслах отдельных слов,
но в глубоких переменах в социо-культурной базе.
Богословские споры сейчас - это не споры о Боге,
это споры о "человеке", "мужчине", "женщине", "семье" -
какой смысл мы обнаруживаем в этих концептах.

Я с пониманием и приятием отношусь к попыткам
католической церкви установить связь между текстами Писания
и мышлением человека модерна/постмодерна.
Но какой смысл имеет ввиду папа, изменяя формулировку Отче наш?
Он хочет уйти от идеи, что Бог может искушать человека,
что Отец может так плохо поступать со своими детьми,
и одновременно хочет переложить ответственность на человека.
Но тут проблема, и не одна.

Что нам делать с идеей, что Бог может искушать человека,
которая в Писании конечно есть? Исключить?
Что нам делать с идеей, что Бог направляет историю, в частности через "зло",
которая в Писании конечно есть? Исключить?
Что нам делать с попыткой промыслить дальше идею о самоискушении человека
в антропоцентрическом мире=нашем мире? Тогда вообще какой смысл в этой молитве?
Если человек оставлен в мире один, и сам себя искушает , и Бог не вмешивается,
то непонятно зачем к Нему взывать в молитве.
Если мы все-таки остаемся в мире и истории, которые управляются не людьми,
тогда мы не можем изгнать идею о возможном вмешательстве, "искушении",
со стороны Бога.
Но мы не можем сейчас мыслить Отца, который кидает детей в печи и мучает.
Значит, опять идем по кругу.

Дионис-самовар.

Цитата из старообрядческого рукописного сочинения начала 20-го века.

«… В бытность нашу старцы совещались на собрании и рассмотрели, что тысячу шестьсот и шестьдесят лет у христиан самовара не было, а по числу явился и сам самовар и разные роскошные вещи и не христианский обячаЙ…не только в руке любоодеицы чаша золотая полна, но и в ум мнимых христиан явился золотой Дионис – то есть самовар».
И наши старцы передали такой совет, чтобы христианам самоваров не держать,чай не пить,винопития храниться, детей самим учить и на мусикию и сговоры по ночам детей не пущать, и одежу носить обычну, а ни латынску депламатов, пенжаков,казаков, юбак отнюдь не было!.»
«Где царство диаволово, там самовар, там чай, там смердящих собачьих костей сахар…»

детская библия

Попалась на полке цветная яркая детская библия,
в которую я много лет не заглядывал, потому что
уже давно ограничиваюсь чтением из Нового Завета своим детям.
Решил почитать детям оттуда - и на втором-третьем шаге
споткнулся, остановлися, отложил ее и взял книгу со сказками.
В упрощенном, детском пересказе как-то особенно
выпукло выступает абсурд и трэш ветхозаветных историй.
Зачем Бог творит мир и людей, а потом стирает потопом?
И даже не то главное, что это жестоко, неадекватно,
но еще и бессмысленно - ведь "порча" - грех и смерть,
которые и явились причиной развращения людей допотопных -
передаются с Ноем и его потомством и никуда не исчезают.
И дальше, в соседстве с яркими цветными картинками, одна история
другой краше - над Исааком занесен нож, он лежит на жертвеннике,
Иаков обманывает своего отца, Иосифа хотят убить и продают в рабство,
казни египетские, фараоново войско тонет, соглядатаи в земле обетованной,
Иерихон разрушается, народы истребляются, Голиафу отрезают голову,
Далила обманывает Самсона и т.д., и т.п.
Сочетание наглядных ярких картинок с детским упрощенным пересказом
создает такое выпуклое впечатление, что надо хорошо подумать,
прежде чем это давать детям.
Интересно, как это вообще все воспринимается детьми -
ведь это не совсем понятно людям, обратившимся во взрослом возрасте.

экзегетическое

Сегодня Евангелие - начинается с золотого правила этики,
"И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
У Мф. добавлено - " ибо в этом закон и пророки".
И далее,про любовь, милосердие, и т.д.
Но вообще то текст очень странный, довольно безумный.
Потому сразу после этого первого утверждения выясняется,
что следующие этому правилу - грешники, и следующий этому правилу
входит в круг таких же грешников, и ничего более.
"И...","И...","И..." - "Но".
Оказывается быть сынами Всевышнего - это значит нарушать
золотое правило этики, суть которого - равновесие.
Поступайте неравновесно, несправедливо - и будете сынами Бога.
Такой короткий, емкий отрывок нормального евангельского безумия.